Содержание
- 1 Кофе —буржуазный напиток
- 2 Потребление кофе в Германии
- 3 Крупнейший импортер зеленых кофейных зерен
- 4 Германия — центр торговли кофе в Европе
- 5 Германия — второй экспортер обжаренного кофе в Европе
- 6 Кофейная промышленность Германии
- 7 В Германии развита индустрия обжарки кофе
- 8 Продажи экологически сертифицированного кофе в Германии растут
- 9 В Германии взимается налог на кофе
- 10 Ритейлеры с самыми высокими продажами кофе
- 11 Инновации в кофе из Германии: кофейные чашки из переработанной кофейной гущи
В Германии кофейни были открыты как для мужчин, так и для женщин еще в 17 веке. Женщины могли встретиться с другими дамами, чтобы поболтать. Мужчины ворчали, и это стало называться кофе и сплетнями («kaffeeklatsch»), термин, прочно укоренившийся в языке к 19 веку.
Сегодня в кругу семьи и друзей кофе подают с пирожными “kaffee and kuchen klatsch”. Медово-миндальный торт, чизкейки, фруктовые кексы и культовый торт «Black Forest cake» («Шварцвальд») — одни из самых популярных.
Также на раннем этапе поднималась критика потребления кофе. В кофейной кантате 1734 года Иоганна Себастьяна Баха эта критика встречена с юмором. Тем не менее, Карл Готтлиб Геринг (1766-1853) сочинил знаменитый канон «Кофе, не пейте так много кофе».
Изначально ароматный напиток могли позволить себе только зажиточные горожане и аристократы.
Бедные слои населения и во времена кризиса заменяли кофе кофеподобными напитками, такими как Muckefuck (солодовый кофе), кофе Stragel или цикорий. Выражение «настоящий кофе в зернах», которое используется очень редко, было создано, чтобы отличить его от продуктов-заменителей, также известных как кофе.
Хотя солодовый кофе (Muckefuck) и называется кофе, он содержит солод и по вкусу очень мало похож на кофе. Это пищевой заменитель (суррогат) кофе, не содержащий кофеин.
Кофе —буржуазный напиток
В более бедных слоях населения напиток долгое время оставался чем-то особенным. Он подавался посетителям в специальных кофейных сервизах, оставался воскресным напитком и частью праздничных блюд.
В 19 веке в районе Берлина, а вскоре и в других местах девиз «Здесь семья может приготовить кофе» ассоциировался с воскресными экскурсиями.
Zum Arabischen Coffe Baum «Арабское кофейное дерево» — старейшая оригинальная кофейня в Германии, которая работает до сих пор спустя более 300 лет.
Кофейня находится по адресу Kleine Fleischergasse 4 в таунхаусе 16 века в центре Лейпцига. Это культурный и историко-художественный памятник, внесенный в список памятников архитектуры. С 1711 года здесь подают новый элитный буржуазный напиток — кофе. На верхнем этаже ныне находится музей кофе.
За создание фильтра для кофеварки ответственна немка, поэтому мы должны благодарить ее за то, что мы можем пить кофе без гущи во рту. О фильтрах и об ее создателе написано здесь.
Потребление кофе в Германии
Потребление кофе на душу населения в Германии не является одним из самых высоких в Европе, но составляет примерно 6,5 кг в год, что все еще намного выше среднего показателя по Европейскому союзу, составляющего примерно 5,2 кг.
В период с 2018 по 2019 год годовое потребление на душу населения выросло на 1,2%.
В Германии самые высокие объемы продаж кофе в Европе. В 2018 году на долю страны приходилось 26% от общего потребления кофе в Европе, включая 367 тысяч тонн зеленого кофе и растворимого кофе.
Потребители в Германии предпочитают арабику и кофе легкой обжарки. В соответствии с этим предпочтением произошел сдвиг в сторону натуральных бразильских сортов и других мягких вкусов в группе арабики.
В 2013 году каждый немец в среднем потреблял 6,9 кг кофе, что соответствует 2,6 чашкам кофе в день. Это превратил кофе в самый популярный напиток среди немцев, опережая даже пиво.
Крупнейший импортер зеленых кофейных зерен
Германия является крупнейшим импортером зеленых кофейных зерен в Европе.
В 2019 году на Германию приходилось 30% всего европейского импорта, полученного непосредственно из стран-производителей, примерно 1,1 миллиона тонн на сумму 2,3 миллиарда евро.
Объемы импорта немного увеличились в период с 2015 по 2019 год, увеличившись в годовом исчислении на 1,3%.
Большинство зеленых кофейных зерен поступает в Германию через порт Гамбурга. Порты Бремена и Бремерхафена также являются важными пунктами ввоза кофе в Германию.
Большинство немецких торговцев зеленым кофе находится недалеко от этих портов.
Примерами крупных компаний по торговле кофе в Германии являются ECOM, Kaffee Import Compagnie, Neumann Kaffee Gruppe и Rehm & Co. Примером небольшой компании-импортера, специализирующейся на спешелти кофе, является Touton Specialties.
Германия — центр торговли кофе в Европе
Германия является консолидированным центром реэкспорта кофе в Европе.
Германия была крупнейшим реэкспортером зеленых кофейных зерен в Европе в 2019 году с долей 50%. Общий реэкспорт зеленого кофе в зернах Германии в 2019 году достиг 356 тысяч тонн, увеличившись в среднем на 3,3% в период с 2015 по 2019 год.
Основными направлениями реэкспорта зеленого кофе из Германии были Польша (26%), США (23%)) и Испании (10%). Другие направления экспорта включают Нидерланды (8,4%), Францию (7,3%) и Чехию (4,5%).
Германия — второй экспортер обжаренного кофе в Европе
Помимо торговли зелеными кофейными зернами, страна также занимает ключевую позицию в торговле обжаренными кофейными зернами. Германия является вторым по величине экспортером обжаренного кофе в Европе с долей рынка 23% в 2019 году.
Экспорт обжаренных кофейных зерен из Германии в 2019 году составил 236 тысяч тонн на сумму 1,3 миллиарда евро. В период с 2015 по 2019 год экспорт жареных кофейных зерен из страны рос в среднем на 3,7% по объему и стоимости в год.
Основными направлениями немецкого жареного кофе в 2019 году были Польша (16%), Нидерланды (11%) и Франция (8,9%).
Кофейная промышленность Германии
Кофейная промышленность Германии представляет собой олигополию: шесть поставщиков, включая Tchibo и Aldi, занимают 85% рынка.
Крупные немецкие обжарочные заводы сосредоточены в районе Гамбурга и Бремена.
Порт Гамбурга является крупнейшим портом импорта кофе в Европе, в то время как город Бремен обрабатывает самый большой объем кофе в Германии через порты Бремен и Бремерхафен (Bremen and Bremerhaven).
В Бремене и его окрестностях расположены четыре крупнейших завода по обжариванию кофе в Германии.
В Германии развита индустрия обжарки кофе
Согласно данным PRODCOM, в Германии находится крупнейшая в Европе промышленность по обжарке кофе с объемом продаж 551 тыс. тонн в 2018 году на сумму 1,6 млрд евро.
Объемы реализованного производства, обжаренного кофе немного увеличились в период с 2014 по 2018 год, увеличившись в среднем на 0,9% в год.
Крупные обжарщики кофе в Германии включают Tchibo, Jacobs, Dallmayr, J.J. Darboven и Melitta.
У Nestlé также есть большие обжарочные мощности в Германии. В 2014 году Nestlé открыла в Германии крупнейший в Европе завод по производству капсул для кофе Dolce Gusto.
Примерами небольших обжарщиков являются Backyard Coffee и Bergbrand, которые обслуживают нишевые рынки. Чтобы найти больше обжарщиков в Германии, загляните в базу данных German Coffee Association Немецкой кофейной ассоциации.
На рынке спешелти кофе в Германии наблюдается рост числа мелких обжарщиков. В 2019 году в Германии насчитывалось более 1600 обжарочных цехов, в том числе The Barn, Five Elephant и Flying Roasters, которые находятся в Берлине.
Эти обжарщики обслуживают нишевые рынки и следуют принципам прямой торговли, прозрачности и высокого качества продукции. Большинство этих мелких обжарщиков будут продолжать покупать у специализированных импортеров, но некоторые становятся достаточно крупными, чтобы импортировать напрямую сами, например, Elbgold Rösterei в Гамбурге.
Продажи экологически сертифицированного кофе в Германии растут
Продажи кофе с сертификатами устойчивого развития демонстрируют постоянный рост в Германии. Основная причина такого роста заключается в том, что немецкие потребители все чаще требуют кофе с положительным социальным и экологическим воздействием.
Когда дело доходит до социальных последствий, немецких потребителей больше всего беспокоят детский труд, справедливая заработная плата и хорошие условия труда. В 2019 году более 50% потребителей кофе в Германии заявили, что готовы платить больше за кофе из экологически чистых источников.
Германия является одним из крупнейших мировых рынков сбыта кофе, сертифицированного Fairtrade. В 2019 году в Германии было продано почти 23 тысячи тонн кофе Fairtrade, что составляет около 5% всего немецкого рынка кофе.
Продажи кофе Fairtrade росли в среднем на 14% в год в период с 2015 по 2019 год. Примерно 75% кофе, сертифицированного Fairtrade, продаваемого в Германии, также были сертифицированы как органические. Важными поставщиками кофе, сертифицированного Fairtrade, в Германию являются Бразилия, Колумбия, Гондурас и Перу.
В Германии взимается налог на кофе
В Германии взимается налог на кофе в размере 2,19 евро за кг обжаренного кофе.
В соответствии с законом о налоге на кофе жареный кофе и товары, содержащие жареный кофе, облагаются налогом. Налог в размере 2,19 евро/кг взимается с жареного кофе и налог в размере 4,78 евро/кг с растворимого кофе. Годовой доход от налога на кофе в Германии составляет около одного миллиарда евро.
Совсем недавно некоторые производители начали добавлять в молотый жареный кофе до 12% мальтодекстрина, карамели и других углеводов. Хотя производители Kraft Foods и Tchibo оправдывают это соображениями вкуса, такой подход, наряду с обжаркой за границей, также предлагает компаниям значительные налоговые преимущества.
В странах-импортерах наблюдается концентрация, так что в некоторых странах до 95% от общего объема продаж приходится на четыре крупных обжарочных завода. Таким образом, олигопольные организационные структуры могут быть обнаружены как на стороне производителя, так и на стороне продавца.
В любом случае торговая наценка покрывает высокие затраты на трансформацию. Эластичность цены импорта как чистая маржа составляет 0,3 в Федеративной Республике Германии и 0,7 в Италии как одиночная регрессия и 0,03 как множественная регрессия.
В Германии добавление кофе к табачным изделиям прямо запрещено Постановлением Германии о табачных изделиях, равно как и добавление туйона, ромашкового чая, гуараны или продуктов мате. (буквально: все продукты, такие как «кофеин, таурин или следующие другие добавки и смеси стимуляторов, связанные с энергией и жизненной силой»).
Ритейлеры с самыми высокими продажами кофе
Aldi, Lidl и REWE вошли в число немецких ритейлеров с самыми высокими продажами кофе Fairtrade в 2018 году. Tchibo и J.J. Darboven — ведущая немецкая компания по обжарке кофе Fairtrade.
Доля кофе, сертифицированного Fairtrade, также выросла в потреблении вне дома, что в основном отразилось на продажах немецких пекарен Dallmeyers и Nobis, а также Studieredenwerk, поставщика услуг для немецких университетов.
Немцы не только крупные потребители кофе, но и крупные производители. Существует множество местных брендов, специализирующихся на искусстве обжарки. Каждый из них имеет свою собственную философию и готовит уникальный (немецкий) кофе, который старается идеально следовать правилам традиции и уважению цепочки поставок и конечного продукта.
В целом кофе является одним из самых популярных товаров под собственной торговой маркой в супермаркетах. В 2017 году около 15% от общего объема розничных продаж кофе в Германии приходилось на кофейные бренды под частными торговыми марками.
Немецкие ритейлеры предлагают широкий ассортимент кофе под собственной торговой маркой, в том числе премиального качества и органического ассортимента. Доля рынка частных торговых марок Германии в 2019 году достигла 43% всего розничного рынка.
На рынке органических продуктов питания спрос на органический кофе в Германии продолжает расти. Объем продаж органического кофе увеличился на 14% в период с 2018 по 2019 год.
Доля органического кофе в общем объеме рынка кофе Германии в 2019 году составила около 4,3%. Примерами брендов органических частных торговых марок на немецком рынке розничной торговли, которые продают органический кофе, являются REWE Bio, Aldi Bio и Edeka Bio.
Инновации в кофе из Германии: кофейные чашки из переработанной кофейной гущи
Немецкий дизайнер и берлинская стартап-компания объединили свои силы для создания многоразовых кофейных чашек из кофейной гущи и древесных частиц. Компоненты объединяются для создания жидкости, которую можно лить под давлением для создания чашек для эспрессо, капучино и дорожной посуды.
Кофейная гуща поступает из берлинских кафе, а древесина — из экологически чистых источников. Темные чашечки прочны и безопасны для мытья в посудомоечной машине.
Цены варьируются от 17 долларов США за одну чашку до набора из 8 чашек для эспрессо или 6 чашек для капучино с блюдцами примерно за 140 долларов США. Только в этом году продукция была отмечена премией Red Dot Award за дизайн. Можно использовать повторно либо утилизировать.